ПОРЯДОК
оценки соответствия маршрутов регулярных автобусных пассажирских
перевозок требованиям безопасности дорожного движения
в Брянской области
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает основные требования к организации и проведению
оценки безопасности дорожного движения на маршрутах регулярных автобусных пассажирских
перевозок (далее - маршруты).
1.2. Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения
его безопасности и пропускной способности дорог.
1.3. Основные термины и понятия, используемые в Порядке:
"автобус" - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки
пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8;
"перевозчик" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
осуществляющий перевозки пассажиров на автобусных маршрутах;
"схема маршрута" - графическое изображение маршрута с условными обозначениями;
"расписание движения" - график (таблица), содержащий сведения о времени,
месте, интервале и последовательности выполнения рейса.
1.4. К регулярным автобусным перевозкам относятся перевозки, выполняемые на автобусных
маршрутах ежедневно или в определенные дни недели по установленному расписанию
(графику движения).
1.5. Маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные).
1.6. Организация и осуществление регулярных автобусных пассажирских перевозок
на маршрутах, не прошедших обследование в соответствии с установленным порядком,
не допускается.
II. Основные требования к организации деятельности по обеспечению
безопасности дорожного движения
Основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности
дорожного движения являются:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований
безопасности движения, предусмотренных законодательством, на конкретных работников;
- регулярный контроль за выполнением обязанностей по обеспечению безопасности
движения;
прохождение специальной подготовки, подтвержденной соответствующими документами,
лицами, обеспечивающими безопасность дорожного движения, периодическая аттестация
указанных лиц;
- проведение перевозчиками учета и анализа дорожно-транспортных происшествий,
в которых участвовали транспортные средства перевозчиков, нарушений водителями
и работниками перевозчиков установленных нормативными документами требований
безопасности движения, выявление причин, способствовавших их возникновению;
- ежегодное планирование перевозчиками мероприятий, направленных на реализацию
требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения,
устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали
транспортные средства перевозчиков, недопущение нарушения Правил дорожного
движения и других норм безопасности;
- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления
деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению
тяжести их последствий;
- обеспечение работников необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими
и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий
по безопасности движения.
III. Оценка соответствия маршрутов требованиям безопасности
дорожного движения
Оценка соответствия маршрутов требованиям безопасности дорожного движения определяется
на основании общих требований к организации деятельности по обеспечению безопасности
дорожного движения, а также сведений, представляемых перевозчиками о соблюдении
следующих требований:
3.1. Об обеспечении профессиональной надежности водительского состава:
а) лицо, претендующее на работу в качестве водителей, может быть принято
на эту работу при условии:
наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным
средством соответствующей категории;
соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик
требованиям, установленным для конкретного вида перевозок;
б) лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителя после окончания
учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более
одного года, водители, переведенные на новый тип транспортного средства или
на новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами
допускаются после прохождения стажировки;
*
в) перевозчик обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического
медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения
Российской Федерации, а также контроль за соблюдением водителями сроков прохождения
периодических медицинских освидетельствований. Перевозчик обязан организовать
проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий
работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом
Министерством здравоохранения Российской Федерации;
г) перевозчик обязан осуществлять учет сведений о проведении с водительским
составом следующих инструктажей:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации до-рожно-транспортных
происшествий на маршруте;о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД,
диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций, мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда
железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных
средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности,
ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения;
д) повышение профессионального мастерства водителей осуществляется перевозчиком
путем организации занятий, необходимых для обеспечения безопасности дорожного
движения, не реже одного раза в год по соответствующим учебным планам и программам
ежегодных занятий с водителями, включающими проверку знаний Правил дорожного
движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте,
изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ
безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях,
приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров
при дорожно-транспортном происшествии.**
3.2. Об обеспечении эксплуатации транспортных средств в технически исправном
состоянии:
а) использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах
ГИБДД, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр
и имеющий лицензионную карточку установленного образца;
б) соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции
предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить
соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих
в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение
работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке
и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
в) обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств
перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.
3.3. Об обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров при организации
перевозочного процесса:
а) перевозчики обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе
их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы
подвижного состава установленным требованиям безопасности движения;
б) на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен
паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны
своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий;
в) графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными
правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных
перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения
должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных
условиях движения на маршруте;
г) запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов
движения автобусов, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком
движения, превышение установленных скоростных режимов движения;
д) перевозчики обеспечивают проведение обязательного личного страхования пассажиров
в установленном порядке.
IV. Порядок принятия решения о возможности осуществления перевозчиками пассажирских
перевозок по установленным и вновь открываемым маршрутам
Перед открытием маршрута регулярных перевозок пассажиров, а также на действующих
маршрутах осуществляется оценка соответствия технического состояния автомобильных
дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, по которым
проходят маршруты, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения.
Перевозчик представляет в комиссию документы, указанные в прилагаемом к настоящему
Порядку перечне.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям
безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого областной
комиссией по безопасности дорожного движения (рабочей группой комиссии), а также
представленных перевозчиком документов.
Обследование дорожных условий на действующих маршрутах регулярных перевозок
пассажиров, а также оценка представленных перевозчиками документов проводится
в течение месяца после подачи всех необходимых документов в комиссию (рабочую
группу комиссии).
По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются
выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения, и делается вывод о
возможности осуществления перевозчиком пассажирских перевозок.
Акты обследования передаются в комитет по промышленности и транспорту администрации
области для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута,
принятии мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности,
организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и
содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. Копии актов
направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых
находятся дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды,
для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Комитет по промышленности и транспорту администрации области на основании акта,
представленного комиссией (рабочей группой комиссии), принимает решение о возможности
(невозможности) эксплуатации перевозчиком маршрута. Копия такого решения (выписка
из него) в недельный срок после принятия соответствующего решения направляется
заявителю.
При выявлении на эксплуатируемом маршруте недостатков в состоянии, оборудовании
и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающих безопасности
движения, несоблюдения перевозчиками установленных требований по представлению
комиссии по безопасности дорожного движения (рабочей группы комиссии) комитетом
по промышленности и транспорту может быть принято решение о невозможности эксплуатации
маршрута в целом или конкретным перевозчиком (отдельным транспортным средством).
V. Взаимоотношения перевозчиков с автовокзалами (автостанциями).
Управление и контроль за безопасным осуществлением пассажирских перевозок
Взаимоотношения перевозчиков с автовокзалами (автостанциями) строятся на договорной
основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление движением автотранспортных средств, выполняющих пассажирские перевозки,
осуществляют в случае необходимости диспетчерские службы, организуемые перевозчиками,
а на междугородных маршрутах - диспетчерские службы автовокзалов (автостанций).
Контроль за работой пассажирского автотранспорта на линии осуществляется контрольными
службами самих перевозчиков, государственной инспекцией по безопасности дорожного
движения, Брянским областным отделением Российской транспортной инспекции и
иными заинтересованными органами в пределах их полномочий.
Контроль на линии за работой пассажирского автотранспорта в соответствии с законодательством
Российской Федерации включает в себя проверку следующих показателей:
- качество подготовки автотранспортных средств к работе на линии (внешний
и внутренний вид, экипировка и т.п.);
- выполнение водителями, кондукторами и другими работниками (в том числе
работниками автовокзалов, автостанций) своих должностных обязанностей;
- соблюдение графика движения автотранспортных средств на маршрутах;
правильность оформления путевой документации;
- соблюдение водителями Правил дорожного движения;
- наличие у водителей автотранспортных средств действующей лицензионной карточки;
- наличие на автотранспортном средстве маршрутной карты, выдаваемой перевозчиком,
и ее соответствие маршруту, на котором работает автотранспортное средство;
- полнота сбора выручки, а также иные показатели, контроль за которыми предусмотрен
законодательством Российской Федерации
* - продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости
от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории
маршрута (городской, пригородный, междугородный) в соответствии с действующими
нормативными актами;
- стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при
осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных
средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать
самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами перевозчика
или путем заключения договоров на проведение стажировки;
- после завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске
его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов
перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится
в личном деле водителя;
- водитель, не получивший допуск к управлению транспортным средством после прохождения
стажировки, к работе на маршруте не допускается;
** - сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов, данных
о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности на определенных
типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования,
об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил
дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения
от работы на линии из-за алкогольного опьянения, перерывах в водительской деятельности,
работе по совместительству заносятся в личное дело водителя.
ПЕРЕЧЕНЬ
документов, необходимых для организации и осуществления перевозочного процесса,
отвечающего требованиям безопасной перевозки пассажиров
1. Водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей
категории.
2. Лицензионная карточка.
3. Справка о прохождении водителем в установленные сроки медицинского освидетельствования.
4. Трудовая книжка водителя.
5. Документы о прохождении водителем необходимых стажировок.
6. Документы, подтверждающие проведение предрейсового, послерейсового и межрейсового
медицинского осмотра.
7. Книга (журнал) проведения инструктажей.
8. Документы, подтверждающие прохождение водителем соответствующего обучения.
9. Паспорт и схема маршрута.
10. Технические паспорта, талоны и журнал техосмотров автобусов.
11. Должностные обязанности, приказ о возложении на конкретных лиц обязанностей
и ответственности по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД).
12. Журнал контроля по выполнению лицами, указанными в пункте 11 настоящего
перечня, обязанностей по обеспечению БДД.
13. Документ, подтверждающий прохождение лицами, указанными в пункте 10 настоящего
перечня, специальной подготовки с отметками о прохождении ими периодической
аттестации.
14. Журнал учета ДТП, нарушений водителями требований БДД.
15. План мероприятий, направленных на реализацию требований законодательства
по обеспечению БДД, устранение причин и условий ДТП, недопущение нарушений Правил
дорожного движения и других норм БДД.
16. Документ (акт), подтверждающий наличие у перевозчика необходимого оборудования,
приборов, помещений для осуществления деятельности по предупреждению ДТП и снижению
тяжести их последствий.
17. Путевые документы.
18. Документы на автобусы:
- инструкции завода-изготовителя по эксплуатации автобусов, журнал проведения
инструктажей по данным инструкциям;
- журнал контроля техсостояния автобусов перед выходом на маршрут и после
прохождения маршрута;
- журнал учета неисправностей автобусов и их устранения.
19. Журнал учета корректировок маршрутов.
20. Графики (расписания) движения автобусов по маршрутам.
21. Договор (при междугородном сообщении) перевозчика со страховой компанией
об обязательном личном страховании пассажиров.